ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Запрос на психологическую экспертизу детско-родительских отношений, возникает в ходе судебных и иных правовых споров, в случаях, когда суду необходимо дать правовую оценку отношений между родителями ребенка в ситуации развода и раздельного проживания родителей, или лиц их замещающих (опекунов, усыновителей).

Данные споры касаются определения места жительства ребенка, решения вопроса о порядке встреч с родителем или другими членами семьи. Эксперт анализирует отношение ребенка к родителям и то, как они относятся к нему. Пристальное изучение семейной системы позволяет объективно оценить ситуацию путем комплексного анализа детско-родительских отношений и ответить на указанные юридически значимые вопросы понятным для суда и сторон языком.

Что выявляет экспертиза. Исследование психологом ребенка, родителей, детско-родительских отношений в ходе судебной психологической экспертизы направлено на установление значимых психологических обстоятельств и факторов межличностного взаимодействия в системе «родитель-ребенок-родитель». Исследование позволяет выявить взаимоотношения ребенка с родителями или воспитателем, а также определить:

  • характеристики личности каждого из родителей, воспитателя;
  • индивидуально- психологические особенности несовершеннолетнего;
  • привязанность ребенка к матери и отцу;
  • вероятную социальную дезадаптацию родителей, воспитателя;
  • способность взрослого психологически создать несовершеннолетнему комфортные условия, позволяющие его правильно воспитывать;
  • стиль воспитания родителей и влияние стратегий воспитания на личность ребенка.

Во время исследования применяют следующие диагностические методы:

  • разговор;
  • тесты и опросы;
  • проективные методики;
  • пробы на совместную деятельность ребенка и родителя.
На какие вопросы может ответить экспертиза:

Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально.

Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

Ниже представлен список вопросов, с которыми чаще всего обращаются к нам:

  • Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? - Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
  • К кому из родителей ребенок привязан больше?
  • Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
  • Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
  • Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?
  • Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
  • Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?
  • Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?
  • Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

Далеко не на все из этих вопросов специалист имеет возможность ответить, так как ряд формулировок не корректен и выходит за рамки психологии, попадая в правовое поле. Получая запрос из суда, где все вопросы уже сформулированы, наш специалист тщательно изучает материалы дела и дает рекомендации по формулировке вопросов.

За помощью в постановке вопросов для экспертов в наш Институт также обращаются юристы и представители истца, когда необходимо оспорить ранее проведенную экспертизу, которая не смогла быть точной и не раскрыла тонкости семейных взаимоотношений. Для этого предусмотрена отдельная консультация эксперта для подбора и постановке вопросов, которые соответствуют ситуации и не выходят за рамки психологических знаний, а также имеют значимость для решения юридически значимой проблемы.

Также наш эксперт специализируется на рецензировании ранее проведенных судебно-психологических экспертиз. Рецензия на психологическую экспертизу – это тщательная проверка всех документов и доводов, представленных психологу, отражающая недостатки и противоречия в экспертном заключении.

В рецензии оценивается:
  • полнота проведённого экспертного исследования,
  • научная обоснованность выводов,
  • нарушения, обнаруженные при его написании.


Записаться на консультацию Вы можете по тел. +7 (351) 22 52 911, +7(961) 786 44 35

Необходима предварительная регистрация!

Суровец Нина Анатольевна

Психолог-консультант, семейный психотерапевт, детский психолог, экзистенциальный психотерапевт, специалист по судебной и внесудебной психологической эскпертизе детско-родительских отношений.

Профессиональный опыт:
  • Проведение судебной психологической экспертизы в Челябинском областном суде, Коркинском гордском суде, Калининском и Металлургическом районных судах г.Челябинска. (2021г. - по настоящее время)
  • Психолог-консультант, специалист Института "Эго Ресурс" (2014г. - по настоящее время)
  • Автор и ведущая психотерапевтической группы "ДвижениЯ в жизнь" (2021 - 2022г.)
  • ЮУрГУ, преподаватель кафедры общей психологии, курс «Жизненный сценарий человека» (2020 - 2021г.)
  • Независимая судебная экспертиза по бракоразводным процессам (2018 - 2020г.)
  • Автор и ведущая обучающих вебинаров для преподавателей «Академии развития интеллекта Аксония» (2016 - 2018г.)
  • Частная практика, индивидуальное психологическое консультирование и семейная психотерапия (2011 - 2022г.)
  • Волонтер психологической службы Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины (2010 - 2011г.)