Запрос на психологическую экспертизу детско-родительских отношений, возникает в ходе судебных и иных правовых споров, в случаях, когда суду необходимо дать правовую оценку отношений между родителями ребенка в ситуации развода и раздельного проживания родителей, или лиц их замещающих (опекунов, усыновителей).
Данные споры касаются определения места жительства ребенка, решения вопроса о порядке встреч с родителем или другими членами семьи. Эксперт анализирует отношение ребенка к родителям и то, как они относятся к нему. Пристальное изучение семейной системы позволяет объективно оценить ситуацию путем комплексного анализа детско-родительских отношений и ответить на указанные юридически значимые вопросы понятным для суда и сторон языком.
Что выявляет экспертиза. Исследование психологом ребенка, родителей, детско-родительских отношений в ходе судебной психологической экспертизы направлено на установление значимых психологических обстоятельств и факторов межличностного взаимодействия в системе «родитель-ребенок-родитель». Исследование позволяет выявить взаимоотношения ребенка с родителями или воспитателем, а также определить:
- характеристики личности каждого из родителей, воспитателя;
- индивидуально- психологические особенности несовершеннолетнего;
- привязанность ребенка к матери и отцу;
- вероятную социальную дезадаптацию родителей, воспитателя;
- способность взрослого психологически создать несовершеннолетнему комфортные условия, позволяющие его правильно воспитывать;
- стиль воспитания родителей и влияние стратегий воспитания на личность ребенка.
Во время исследования применяют следующие диагностические методы: - разговор;
- тесты и опросы;
- проективные методики;
- пробы на совместную деятельность ребенка и родителя.
На какие вопросы может ответить экспертиза: Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально.
Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.
Ниже представлен список вопросов, с которыми чаще всего обращаются к нам:
- Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? - Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
- К кому из родителей ребенок привязан больше?
- Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
- Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?
- Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
- Каков уровень тревожности ребенка?
- Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
- Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?
- Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
- Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
- Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
- Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?
- Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?
- Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
- Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
- Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
- Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?
- Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?
Далеко не на все из этих вопросов специалист имеет возможность ответить, так как ряд формулировок не корректен и выходит за рамки психологии, попадая в правовое поле. Получая запрос из суда, где все вопросы уже сформулированы, наш специалист тщательно изучает материалы дела и дает рекомендации по формулировке вопросов.
За помощью в постановке вопросов для экспертов в наш Институт также обращаются юристы и представители истца, когда необходимо оспорить ранее проведенную экспертизу, которая не смогла быть точной и не раскрыла тонкости семейных взаимоотношений. Для этого предусмотрена отдельная консультация эксперта для подбора и постановке вопросов, которые соответствуют ситуации и не выходят за рамки психологических знаний, а также имеют значимость для решения юридически значимой проблемы.
Также наш эксперт специализируется на рецензировании ранее проведенных судебно-психологических экспертиз. Рецензия на психологическую экспертизу – это тщательная проверка всех документов и доводов, представленных психологу, отражающая недостатки и противоречия в экспертном заключении.
В рецензии оценивается:
- полнота проведённого экспертного исследования,
- научная обоснованность выводов,
- нарушения, обнаруженные при его написании.
Записаться на консультацию Вы можете по тел. +7 (351) 22 52 911, +7(961) 786 44 35
Необходима предварительная регистрация!