Учебно-тематический план программы:
1 модуль: Язык Сказкотерапии в современной психотерапии.
1.1. Этапы развития сказкотерапии, подходы к работе со сказкой в разных психологических школах. Назначение сказки в жизни человека. Скрытые смыслы сказок. Сказки как хранилища информации о жизни. Нравственный иммунитет. Запас жизненной прочности и библиотека жизненных ситуаций, формируемые благодаря сказкам. Этническая функция: исследование А. Сухарева.
1.2 Воздействующий психологический аппарат современной сказкотерапии, стили и виды сказок. Сказки авторские, коррекционные, терапевтические, медитативные. Сказки самоисполняющиеся. Сказки страшные. Практикум «Карта Внутреннего Мира»
1.3. Основы работы с метафорой. Метафорический язык как особый язык чувств, воображения, прогнозирования, ассоциативности. Основные свойства метафоры и возможности практической работы с нею в контексте спонтанного и управляемого сказкотворчества. «Рабочие метафоры» к типичным ситуация воспитания, психолого-педагогической и воспитательной практики. Возрастная адресность сказки. Причины предпочтения тех или иных сказок: «любимые» и «нелюбимые» сказки. Приучение ребенка слушать сказку и обсуждать её. Гендерные сказки: подбор сказки с учётом гендерных задач развития и воспитания. Подбор сказки для формирования основных социальных навыков, самопознания и познания мира.
1.4. Работа с МАК «Шкатулка Доброго Волшебника». Телесно-ориентированный практикум, «Игры на покрывале».
2 модуль: Театр Архетипов и архетипических сюжетов (универсальные архетипы, архетипы женские и мужские, архетипические сюжеты женские, мужские и сюжеты отношений).
2.1. Концепция архетипов «Золотое яйцо архетипов КС». Сказка как многоуровневый учебник жизни. Применение сказки и сказкотерапии в практике домашнего воспитания, психолого-педагогической и воспитательной практике. Особенности восприятия авторских и народных сказок. Принципы подбора авторских и народных сказок для воспитательной и развивающей работы. Психокоррекционная, дидактическая, терапевтическая и медитативная сказка: основные примеры, фабулы и принципы подбора и сочинения.
2.2. Архетипическая диагностика в психотерапевтическом процессе, реставрация Узора Судьбы человека через работу с архетипами.
2.3. Бродячие сюжеты сказок. Бродячие сюжеты в узоре судьбы. Информационные пласты смыслового анализа сказок. Подбор смыслового пласта в соответствии с задачами воспитания, психокоррекции, развития. Практикум смыслового анализа народной и авторской сказки.
2.4. Работа с МАК «Мастер Сказок» Спонтанное и целевое сказкотворчество. Принципы целевого сказкотворчества. Практикум составления фабулы целевой сказки и подбора основных героев, формулировка «морали сказки». Экспресс-сказкотерапия в типовых ситуациях воспитания, психокоррекции и развития.
3 модуль. Практическое наполнение терапевтического процесса методами Сказкотерапии.
3.1. Путешествие в сказку как возможность приобретения важнейшего жизненного опыта для ребенка. Экология сказкотерапевтического занятия. Роль взрослого-ведущего: принципы подбора персонажа, драматургия образа. Структура сказкотерапевтического занятия: смысловые блоки, их инвариантность. Нестандартные ситуации на занятии: как их использовать для поддержания сказочной среды и пользы решения задач воспитания и развития.
Работа с МАК «Встречи с Внутренним Ребенком». Концепция работы с Внутренним Ребенком методами сказкотерапии.
3.2. Актуальность и уместность настольной сказочной игры в практике домашнего воспитания, психокоррекционной и образовательно-развивающей работы. Назначение основных авторских настольных игр. Практикум работы с некоторыми авторскими настольными играми по выбору слушателей.
Основы проектирования игр по сказкам Пластилиновая мастерская «Сотворение мира», Игровой тренинг «Шесть Шляп»,
3.3. Трансформационные сказкотерапевтические игры «Хозяин Денег», «Древо Женской Жизни», «Тебе, моя дорогая девочка», «Помощники», знакомство с играми, проживание одной игры по выбору участников.
3.4. Сказка как совокупность смыслов и мотивов. Выделение актуального смысла и мотива из сказки для нужд воспитания, психокоррекция, развития. Применение смысла и мотива сказки в проектировании целевых игр «к месту». Способность превращать любой элемент жизненной ситуации в тему для игры с ребенком, подростком и взрослым.
Авторские игровые творческие методики: «Волшебные краски», «Полотно счастья» и другие.
Проективная диагностика с помощью авторских методик «Волшебная страна чувств», «Карта сказочной страны», «Дождь в сказочной стране», «Семья в образах сказочных героев». Проективная диагностика в моделированной игровой среде.
4 модуль: Работа с психологической песочницей – основы работы.
4.1. Принципы организации сказкотерапии в психологической песочнице. Понятие психологической песочницы и организация работы с нею. Подбор оборудования, экология рабочего пространства. Психологическая песочница как среда, в которой оживают сказки. Театрализованные игры в песочнице. Как разыграть народную, авторскую, собственную сказку в психологической песочнице.
Техники безопасности при работе с психологической песочницей. Техники самопомощи специалистам помогающих профессий.
4.2 Техники работы с детьми раннего, дошкольного, младшего и старшего школьного возраста. Основные виды игр, возможные в психологической песочнице. Ведомая игра – как форма интерактивного рассказывания и одновременной театрализации сказки. Спонтанная игра в песочнице: принципы организации сопровождения и наблюдения. Уместность ведомых и спонтанных игр в практике домашнего воспитания и различных видов психолого-педагогического сопровождения. Основные техники работы со сказкой в психологической песочнице для детей, подростков и взрослых. Практикум сочинения сказок в контексте игры с песком и миниатюрными фигурками. Целевое сказкотворчество в условиях психологической песочницы.
4.3 Техники работы с семьей, добрачное и семейное консультирование.
4.4 Техники работы – индивидуальное сопровождение клиентов с помощью психологической песочницы, работа с кризисными ситуациями, работа с травмой, потерями.
5 модуль. Работа с Родом, родовыми программами методами сказкотерапии.
5.1 Сказки, моего Рода, родовой эпос, как исцеление родовых программ, историй, сценариев.
5.2. Родовые статусы в парадигме Комплексной Сказкотерапии.
5.3.Родовые счеты первого, второго, третьего и четвертого уровня.
5.4. Кинотерапия «Марья- искусница», «Шесть воронов», «Как Иван за чудом ходил».
5.5. Работа с МАК «Голос Предков».